Rambler's Top100
———————— • ————————

Книги

————— • —————

Советский истеблишмент

——— • ———

Глава I
Политическое руководство

 

 

1 • 2 • 3 • 4 • 5 • 6 • 7 • 8

Система организации советской номенклатуры исчезла с ликвидацией СССР, и политический истеблишмент РФ структурирован по-иному (не говоря уже о том, что с выходом на сцену олигархических группировок и организованной преступности он уже не является единственным средоточием политического влияния). Основными его компонентами стали президентская администрация (руководители структурных подразделений и аппарат советников), правительство (министры и их заместители), верхушка Думы и Совета Федерации (председатели комитетов и комиссий) и региональные власти (губернаторы, председатели заксобраний и представители президента){10}. Однако, поскольку никаких других управленческих кадров в стране не имелось, по своим социальным характеристикам высший политический слой неизбежно несет на себе отпечаток прежнего советского. Поэтому интересно посмотреть, насколько он (речь идет о лицах, побывавших на вышеуказанных постах в 1990–2002 гг.) отличается хотя бы от последнего советского поколения высших руководителей.

По времени рождения высший слой руководителей РФ, конечно, моложе. Если в последнем советском поколении большинство составляли родившиеся в 30-х годах, то среди истеблишмента РФ таких только 31,3%, больше всего родившихся в 40-х (41,1%), совсем мало в 20-х (4,3%), зато 19,8% родились в 50-х, а 3,5% — даже в 60-х годах. В силу отпадения союзных республик 91,5% стали составлять русские, и около 6% — мусульманские народы. По социальному происхождению 31% из крестьян, 25,5 из рабочих, 43,5 — из служащих (причем среди последних половину составили дети офицеров), т.е. показатели примерно те же, что у последнего советского поколения.

Откуда взялись эти люди, кем они были при советской власти? Нетрудно заметить, что связь их с советским режимом исключительно велика, собственно, за небольшими исключениями они являются его прямым продолжением, только в силу возраста находились еще на ближних и дальних подступах к высшим группам советского истеблишмента. При этом 7,1% принадлежали к самим этим группам (были министрами, первыми секретарями обкомов, членами ЦК и ПБ, послами и т.д.), еще 28,9% принадлежали к номенклатуре «второго эшелона» (заместители министров и начальники управлений союзных министерств, министры союзных республик, 2-е и прочие секретари обкомов, председатели облсоветов и облисполкомов и т.д.) и 17% — к номенклатуре более низкого уровня, 16,5% были директорами и заместителями директоров предприятий и учреждений, еще 7,7% — начальниками их структурных единиц, 6,2 — офицерами (в т.ч. КГБ), 3,4 — чиновниками МИДа, прокуратуры, таможни и т.п., 1,1 — низшими партработниками и лишь 11,7% были рядовыми интеллигентами о 0,5% — бизнесменами.

Почти половина (47,6%) обязана своей карьере в РФ принадлежностью к советской номенклатуре, 22,4% выдвинулись благодаря депутатству, 16,3 — как специалисты, 8,2 благодаря участию в политической деятельности, 4,6 — бизнесу, для остальных карьера в РФ была прямым продолжением советской службы в том же ведомстве. Но в целом среди типов карьеры (применительно к советскому времени) решительно (составляя 3/4) преобладает специальная, в т.ч. более 12% военная и 4 — чиновничья; на долю «номенклатурной» приходится 22,4% и совсем мало (3,3%) на партийную. Ниже и возраст вступления в истеблишмент (средний чуть больше 49 против 53–54 у последнего советского поколения руководителей), причем вдвое-втрое выше (почти 13%) доля попавших туда в возрасте до 40 лет, а в возрасте 41–50 лет пришло больше 40%.

Подавляющее большинство (83,5%) начало самостоятельную деятельность в хрущевско-брежневское время (около 15% в сталинское), по времени вступления в партию соотношение примерно то же, только свыше 5% вступило при Горбачеве. Средний возраст начала деятельности — 21,3, вступления в партию — 25,9 (и то, и другое — еще чуть больше, чем последнего советского поколения). Намного больше (3/4) начали деятельность специалистами, чуть больше 20% — рабочими и крестьянами. Довольно заметно отличие по образованию (71,4% получило первое образование в 1960–1984 гг., в т.ч. высшее — 75,6): средний возраст первого профессионального образования (23,3), как и первого высшего (24,4) — еще чуть ниже, чем у последнего советского поколения и заметно выше уровень. Уже первое профессиональное образование у 84,4% — дневные вузы и еще у 5,2% — заочно-вечерние, у остальных — техникумы. В итоге же 41,4% имели ученую степень (в т.ч. около 15% докторскую) — мода на защиту всякого рода начальниками диссертаций приняла в РФ поистине повальный характер. Нормальное высшее образование имели 52,7%, 5,2 — заочное и только доли процента не имели законченного высшего образования. Характер образования также изменился, на техническое пришлось 35,6%, на сельскохозяйственное — 11, почти 12 — на военное, на гуманитарное — 11, экономическое — 6,4 и значительно (до 21,4%) увеличилась доля окончивших университеты, причем этом около 10% пришлось на Московский. Стала заметной доля престижных инженерных вузов (более 2% пришлось на МИФИ-МФТИ-МВТУ) и МГИМО (3,3%). Таким образом, в отличие от советского высшего слоя постсоветский по крайней мере по формальным показателям не уступал квалифицированным слоям интеллектуального слоя страны.

——— • ———

назад  вверх  дальше
Оглавление
Книги


swolkov.org © С.В. Волков
Охраняется законами РФ об авторских и смежных правах
Создание и дизайн swolkov.org © Вадим Рогге