Rambler's Top100
———————— • ————————

Книги

————— • —————

Советский истеблишмент

——— • ———

Глава I
Политическое руководство

 

 

1 • 2 • 3 • 4 • 5 • 6 • 7 • 8

Третье поколение советской политической элиты — люди, пришедшие в состав высших групп в «хрущевское» время, с середины 50-х по середину 60-х годов — отличалось от предшествующего не очень сильно. Оно было, естественно, несколько моложе — в его составе было примерно поровну лиц (по 40–50%), родившихся в 1900-х и в 1910-х годах, и незначительное количество — старше или моложе. Но формирование и становление его проходило в основном в то же время и в тех же условиях, что и предыдущего. Социальное происхождение его членов примерно такое же, разве что теперь практически полностью отсутствуют представители дореволюционных «классово-чуждых» сословий, но примерно на столько же больше доля выходцев из «служащих». Как и в предыдущем поколении, в целом половина происходила из крестьян и до трети — из рабочих. Наибольшей была доля выходцев из интеллигенции среди категории ВГД (около 28%). Наименьшей (15%) — в самой верхушке (категория ПБ). В целом группа А («старой интеллигенции») сократилась незначительно, составляя около четверти, но в этом поколении впервые появляются представители группы Б — дети лиц, вошедших в состав образованного слоя только после революции, хотя их еще очень мало (она заметна только для ВПД, в силу более молодого возраста этой категории, — 10%). Национальный состав также мало отличен от второго поколения. Процент русских практически тот же, из прочих почти полностью отсутствуют евреи, немцы и поляки, доля армян, грузин и прибалтов примерно та же, только азиатов заметно больше (в некоторых категориях — вдвое).

В отличие от предшествующего поколения, время начала самостоятельной деятельности большинства (порядка 60%) лиц третьего поколения приходится не на годы Гражданской войны, а на 1921–1936 гг., а еще примерно 17% — на время «позднего сталинизма», еще меньше — на годы Гражданской войны и никого — на дореволюционный период. Возраст начала деятельности выше, чем у второго поколения — в среднем 18–19 лет, причем доля начавших ее в очень раннем возрасте составляет между четвертью и третью (столько же — после 21 года). Большинство (40–50%) начали работать в возрасте 17–20 лет. Значительно больше начали самостоятельную деятельность специалистами — порядка 20% после техникумов и чуть больше — после вуза. Доля остальных вариантов — отличается от предыдущего поколения незначительно, только примерно вдвое меньше начавших низшими партфункционерами. В партию подавляющее большинство (до 70%) вступило после репрессий 30-х годов, примерно четверть — в 1924–1936 гг. и совсем немного — во время Гражданской войны. Средний возраст вступления в партию увеличился, составив 25–26 лет, причем вступивших в очень раннем возрасте в этом поколении вдвое-втрое ниже, примерно 10%. В то же время заметно увеличилась доля вступивших после 30 лет (для ВГД даже свыше четверти — за счет специалистов, продвигавшихся сначала чисто профессиональным путем).

Образование представители этого поколения получили в основном (как и предшествующего) — до войны, от четверти до трети — после и практически уже никто до 1923 г. (т.е. начавших учиться до большевистского переворота). Возраст получения первого образования только чуть ниже, чем у предыдущего поколения — в среднем 26–27 лет, самая крупная группа (около 55%) — получившие его в возрасте 21–26 лет, т.е. в наиболее нормальном для этого возрасте. При этом свыше 60% окончили сразу дневные вузы, еще свыше 10 — вечерне-заочные, около 20 — техникумы; резко снизилась доля прервавших учебу. По сравнению со вторым поколением еще больше стала доля лиц, получивших техническое (в целом 35–40%) и сельскохозяйственное (порядка 20%) образование, вдвое сократилась доля получивших гуманитарное. Высшее образование было получено в основном до войны (только для ВПД свыше 65% получили его после войны — как в силу несколько более молодого возраста этой категории, так и потому, что партийные деятели чаще получали его поздно — заочно, уже после достижения заметных постов). Итоговый уровень образования у этого поколения несколько выше. Чуть больше обладателей ученой степени (в категории ВГД — доля их увеличилась более чем вдвое — почти до четверти), 55–57% получили в конце-концов нормальное высшее образование, еще свыше 10% заочное, еще 10–15% окончили только ВПШ или вместе с техникумом (среди ВПД, как и во втором поколении свыше 21%), а оставшихся с незаконченным — 3–5% и со средним специальным — примерно 2%.

Что касается типа карьеры, то среди представителей этого поколения чисто специальная карьера встречается несколько реже (в целом треть случаев), хотя у категории ВГД она почти та же (около 55%), зато резко увеличивается доля лиц с чисто партийной карьерой (30–40%), а у ВПД почти 57%. Зато возраст вступления в высшие группы у третьего поколения существенно, примерно на 5 лет выше (средний — 49–51 лет). При этом процент попавших туда до 40 лет падает сразу в 3–4 раза, сократившись в целом до менее чем 10%. Сорокалетними попали наверх примерно 40% и примерно столько же — пятидесятилетними, заметной (3–5%) становится группа лиц, попавшая в высшие группы уже в «пенсионном» возрасте. По длительности же пребывания на политическом Олимпе это поколение не имеет себе равных. Средний срок по всем категориям превышает 11 лет (для ЦК — почти 15, для ВПД — свыше 14). Самой большой оказывается группа сохранявших свое положение свыше 20 лет. Таких ровно треть по ЦК, почти столько же по ПБ, почти 30% по ВПД и 24% по ВГД. Еще по 20–30% оставались на плаву по 11–20 лет. Доля же побывавших менее 2-х лет очень мала, только для ВГД она (благодаря масштабным хрущевским перетряскам министерств и госкомитетов в 60-х годах) оказалась велика — 22,4%.

Степень одновременной принадлежности к различным категориями политического истеблишмента в этом поколении была наивысшей. Для лиц, категории ВПД только 1,1% не были членами других высших групп, из ВГД — 14,2, ЦК — 16%. Главным образом это происходило за счет максимально полного представительства в составе высших партийных органов (категория ЦК) секретарей обкомов и министров. Членами АН СССР состояла примерно такая же часть политических руководителей, а вот доля лиц, имевших генеральские чины, снизилась по сравнению с предыдущим поколением в несколько раз, особенно для ВПД и ВГД, составив менее 4% вместо прежних 12,6 и 21,5.

Ни один из представителей этого поколения уже не был репрессирован, хотя 6–9% (для ПБ свыше 14%) были изгнаны по компрометирующим основаниям (в ходе борьбы с «антипартийной группой» и при исправлении хрущевских «перегибов»). У этого поколения наиболее высокая доля просто ушедших на пенсию (по разным категориям 30–45%). Судьба третьего поколения в целом оказалась вполне благополучной, а некоторые его представители досидели при власти до самого конца СССР.

——— • ———

назад  вверх  дальше
Оглавление
Книги


swolkov.org © С.В. Волков
Охраняется законами РФ об авторских и смежных правах
Создание и дизайн swolkov.org © Вадим Рогге